Новости

Михаил Дейнеко – настоящий русский бас

06 Октября 2017

6 октября исполнилось бы 80 лет выдающемуся оперному басу, Заслуженному артисту РСФСР, ведущему солисту Новосибирского театра оперы и балета Михаилу Ивановичу Дейнеко. Новосибирской оперной сцене Михаил Дейнеко служил около 20 лет, исполнив здесь более 20 ведущих басовых партий.

«Михайл Иванович Дейнеко – настоящий русский бас, с красивым, мощным голосом. Когда он выходил на сцену – высокий, величественный, яркий, и весь зал наполнялся его великолепным рокочущим голосом, это очень впечатляло. Его очень любили и ценили в театре – и коллеги и руководство – за его спокойный характер, теплое отношение к партнёрам по сцене, добрый и мягкий юмор. Он никогда никого не подводил в работе, был очень приятным партнёром, не выкаблучивался, не обижался, если, к примеру, его не назначали петь премьерный спектакль, был спокойным и надёжным человеком» - рассказала народная артистка РСФСР Зинаида Захаровна Диденко, которая долгие годы работала на одной сцене с Михаилом Ивановичем.

Михаил Дейнеко родился в посёлке Волоконовка белгородской области, в рабочей семье. После окончания школы поступил в ремесленное училище.

В училище Михаил Дейнеко активно участвовал в художественной самодеятельности, благодаря чему попал на Всесоюзный смотр-конкурс самодеятельных коллективов в Новосибирске, где его талант сразу был замечен. Михаилу предложили поступить в Московскую государственную консерваторию, в которой он обучался у профессора Гуго Натановича Тица, воспитавшего многих известных певцов. В 1964 году Михаил Дейнеко пришел в труппу Новосибирского театра, но через год уехал работать в г. Кисловодск, в Старопольскую филармонию, после этого работал в Горьковском театре оперы и балета, в Казахском театре оперы и балета имени Абая в Алма-ате, и в 1972 году, спустя 7 лет, вновь вернулся в новосибирский театр. Великолепный голос, наполненный, благородный¸ могучий; отличная профессиональная выучка и вокальная школа, артистический дар, яркая сценическая фактура позволили Михаилу Дейнеко создать на сибирской сцене галерею запоминающихся образов: Борис Годунов, Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского), Досифей («Хованщина» М. Мусоргского), Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Архиепископ («Орлеанская дева» П. Чайковского), Царь Египта, Рамфис («Аида» Дж. Верди), Мельник («Русалка» А. Даргомыжского), Кончак («Князь Игорь» А. Бородина), Спарафучиле («Риголетто» Дж. Верди), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Король Рене («Иоланта» П. Чайковского), Лодовико («Отелло» Дж. Верди), Сурин («Пиковая дама» П. Чайковского), Собакин («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова) и др.

С труппой театра Михаил Дейнеко многократно гастролировал по стране и за рубежом (Польша, 1986, Египет, 1993), по индивидуальным приглашениям пел в театрах Польши, Франции, Голландии, Израиля, с успехом выступал на сцене Большого театра.

Во время гастролей в Польше местная пресса особо выделила Михаила Дейнеко в спектакле «Хованщина» М. Мусоргского: «Следует отметить басы с великолепным Михаилом Дейнеко, который создал прекрасного, вдохновенного Досифея». Вскоре новосибирский певец был приглашен участвовать в премьере оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского в Большой театр Варшавы, и с польской труппой побывал на гастролях во Франции. «Партию Пимена исполнил Михаил Дейнеко: восхитительный тембр настоящего баса, богато и глубоко окрашенного» - писала газета Фигаро в июне 1987 года.

«Я был ещё студентом консерватории, когда познакомился с Михаилом Ивановичем, который проводил для нас мастер-классы. Это был артист, на которого можно и должно было равняться – во-первых, голос - выдающийся, уникальный по тембру бас, таких красок я по сей день больше ни у кого не слышал, во-вторых, он был очень преданным своему делу человеком – брался за любую работу, которая требовалась театру, быстро учил партии, жил и работал для искусства, – рассказал заслуженный артист РСФСР Иван Михайлович Потрицаев. – У него было интересное увлечение – он очень любил телевизоры, с удовольствием занимался их ремонтом. Михаил Иванович был человеком контактным, лёгким в общении, с ним всегда было очень комфортно, он очень любил жизнь и свою работу. Михаил Иванович Дейнеко – целая эпоха в истории новосибирского театра».

Жизнь Михаила Ивановича Дейнеко прервалась в 1994 году, он ушёл после тяжёлой болезни в расцвете творческих сил.

На родине артиста, в посёлке Волоконовка Белгородской области бережно хранят память о выдающемся земляке – на школе, в которой учился Михаил Иванович Дейнеко, открыта мемориальная доска его памяти, а в Волоконовском Краеведческом музее Михаилу Дейнеко посвящена отдельная экспозиция.

Михаил Дейнеко – настоящий русский бас - НОВАТ - фото №1
Михаил Дейнеко – настоящий русский бас - НОВАТ - фото №2
Михаил Дейнеко – настоящий русский бас - НОВАТ - фото №3
Михаил Дейнеко – настоящий русский бас - НОВАТ - фото №4
Михаил Дейнеко – настоящий русский бас - НОВАТ - фото №5
Михаил Дейнеко – настоящий русский бас - НОВАТ - фото №6
Михаил Дейнеко – настоящий русский бас - НОВАТ - фото №7
Михаил Дейнеко – настоящий русский бас - НОВАТ - фото №8