Интервью

Андрей Триллер о партии Старого цыгана в премьере оперы «Алеко»

14 Сентября 2023

«Старый цыган не должен выглядеть слабым», – говорит солист новосибирской оперы Андрей Триллер о персонаже, которого ему предстоит сыграть в премьере оперы «Алеко» Сергея Рахманинова.

Премьера новой постановки «Алеко» состоится на Малой сцене театра 15 и 16 сентября и станет одним из событий Года Рахманинова в НОВАТе.

О своей актерской работе в новом спектакле рассказал исполнитель партии Старого цыгана Андрей Триллер.

Расскажите о своем персонаже.

Если исходить из того визуального образа, который предлагают режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев и художник-постановщик Тимур Гуляев, Старый цыган – это такой цыганский барон, который следит, чтобы в таборе все было в порядке. Я думаю, Старик олицетворяет некий внутренний кодекс табора. Хотя Пушкин, а вслед за ним и Рахманинов, романтизировали цыган, представив их сообществом без каких-либо правил и законов, именно из рассказа Старого цыгана становится ясно, что один-то закон у цыган все-таки есть: если хочешь быть свободным, позволь это и другим, но это не значит, что ты будешь счастлив. Старик как бы сразу по-отечески предупреждает Алеко, что свобода – понятие сложное. Сам он не стал мстить своей возлюбленной Мариуле, которая бросила его с маленькой Земфирой, и принял ее выбор, несмотря на то что это причинило и продолжает причинять ему боль. Алеко не готов к такому, он сразу говорит, что будет жестоко мстить.

Чем для вас интересна эта опера?

Так как я человек с определенным жизненным опытом, мне интересны взаимоотношения людей, то, к чему может привести желание быть свободным. Алеко приходит в табор, поскольку он мечтал стать свободным, но он хотел стать свободным эгоистом, не связанным законами и моралью, и думал, что именно с цыганами он это все обретет. Но Алеко не может стать здесь своим, поскольку не готов смириться с тем, что чужой свободный выбор может сделать его несчастным. И, конечно, музыка Рахманинова прекрасна – мелодичная, мощная, эмоциональная. У меня замечательная драматичная ария, может быть, несколько противоречивая: сам мой персонаж – старик, а в его арии кипят такие страсти, какие не все молодые испытывают.

Что бы вы хотели подчеркнуть в своем персонаже?

Когда Старый цыган рассказывает Алеко свою историю, тот осуждает Старика за его мягкость к изменнице, ошибочно принимая ее за слабость. Для меня важно, чтобы Старый цыган не выглядел слабым, сломленным, чтобы зрителю было понятно, что он выбрал свой путь и уверенно следует ему. И это достаточно сложно сыграть. Да, Старик все время пытается предостеречь Земфиру и Алеко, видя их сильные характеры и с высоты своего жизненного опыта понимая, куда могут привести их необузданные страсти. Хотя сам ясно осознает, что ничего изменить не сможет и с самого начала предвидит трагический финал. Страсти и сильные эмоции быстро сгорают, а последствия поступков, совершенных под их влиянием, остаются. И порой их невозможно исправить.

Премьера оперы С.В. Рахманинова «Алеко» – 15 и 16 сентября на Малой сцене НОВАТа.

Билеты – на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе НОВАТа.

До встречи на премьере! НОВАТ