Интервью

Анна Жарова откроет сезон в НОВАТе дебютом в балете «Анюта»

18 Июля 2023

Завершившийся 78-й театральный сезон стал юбилейным для прима-балерины НОВАТа, народной артистки России Анны Жаровой. В течение сезона она исполнила все свои коронные партии, у нее состоялось несколько заметных дебютов и грандиозный творческий вечер с участием звезд российской балетной сцены.

Одним из запомнившихся зрителям выступлений стало исполнение Анной Жаровой «Тарантеллы» из балета «Анюта» в постановке Владимира Васильева в дивертисменте хореографических номеров XX века. Яркий темперамент и мастерство Анны Жаровой покорили сердца зрителей. К открытию нового 79-го сезона звезда сибирской сцены готовит большой подарок поклонникам: 21 июля в премьерном показе балета «Анюта» Анна дебютирует в заглавной партии.

Накануне этого события Анна Жарова рассказала о работе над партией Анюты и поделилась своими новостями.

Предыдущий сезон в НОВАТе был для вас юбилейным и насыщенным разными событиями. Какие из них вы выделяете особенно?

Весь год, действительно, был очень насыщенным разнообразными запомнившимися событиями. Мне удалось исполнить спектакли, которые я танцую с первого года работы в театре, такие как «Корсар», «Спартак». Но наряду с любимыми спектаклями состоялись интересные премьеры. Одна из самых волнительных для меня – «Павлова и Чекетти», где мы вновь вышли на сцену с моим первым партнером – Владимиром Григорьевым. Это было очень трогательно! Я думаю, что выбор этого номера был верным – он очень чистый, несущий очень правильный и нужный посыл: общая благодарность и уважение педагогам, всем, кто принимал участие в моем становлении, передача наследия от поколения к поколению, преемственность традиций. Сбылась еще одна моя профессиональная мечта – станцевать «Тарантеллу» из «Анюты», я исполнила этот номер в дивертисменте хореографии XX века. Но, безусловно, самое запоминающееся и эмоционально яркое событие – это мой юбилейный вечер, в программу которого вошел великолепный одноактный балет «Кармен-сюита» в постановке Альберто Алонсо, и роскошный дивертисмент, составленный из номеров в исполнении моих коллег по сцене и гостей из ведущих российских театров. Думаю, что и зрителям вечер запомнился. Лично для меня настоящим открытием стало знакомство с прекрасным артистом и хореографом Юрием Смекаловым, с которым мы исполнили номер «Расставание» в его хореографии. И сегодня мы продолжаем работу, уже планируем новые совместные проекты.

Вы недавно приняли предложение возглавить балетную труппу Красноярского театра оперы и балета. Конечно, прошло не так много времени, но, может быть, уже можно озвучить какие-то ваши наработки и замыслы? Какими вы видите свои задачи на посту худрука балета?

С момента моего назначения прошло не так много времени. Но главное – уже сейчас налажена самая тесная творческая коммуникация с труппой, необходимая для воплощения наших планов. Как руководитель, своими первоочередными задачами я вижу создание максимально комфортных условий для артистов балета в плане технического оснащения рабочей базы, это обеспечит высокий профессиональный уровень каждого спектакля. Еще одна не менее важная задача – пересмотр репертуарной политики театра. Хочется расширить границы творческого сознания не только красноярских артистов балета, но и зрителей, раскрыв потенциал коллектива во всей полноте. Для этого требуется привлечь свежие творческие силы: новые имена, новых балетмейстеров, новых артистов. В следующем году планируется несколько премьер и возобновлений давно не идущих спектаклей, а предстоящий сезон откроется двумя большими гала-концертами с участием артистов оперы и балета, в которых я тоже с удовольствием приму участие.

Репертуар красноярского театра достаточно необычен. Это театральный коллектив со своим самобытным стилем. С Красноярским хореографическим колледжем нам тоже удалось наладить взаимодействие и составить план совместной работы на следующий год, который будет юбилейным для школы. Я чувствую поддержку на всех уровнях: начиная от артистов балетной труппы и вплоть до министра культуры, который сам в прошлом артист балета. Мы все говорим на одном языке, и я вижу хорошие перспективы для достижения всех поставленных целей.

Могут ли новосибирские поклонники надеяться регулярно видеть вас и на нашей сцене – в спектаклях, в специальных концертных проектах?

Новосибирск – мой любимый город, здесь мои родные, друзья, поклонники, мой первый театр, моя балетная школа. Я планирую продолжать танцевать в новосибирском театре не так часто, как прежде, а насколько мне позволят обязанности худрука красноярского балета. Когда за тобой коллектив – это большая нагрузка и большая ответственность. Но я буду стараться радовать своих поклонников в Новосибирске.

Новый творческий сезон в НОВАТе вы откроете долгожданным для зрителей дебютом в партии Анюты. Интерес к спектаклю, несомненно, подогрела ваша блистательная «Тарантелла», исполненная в дивертисменте. Расскажите, чем вам интересен балет «Анюта», что для вас в нем самое ценное, сталкивались ли вы в этой работе с какими-то сложностями?

Спектакль, конечно, удивительный. Удивителен он и своей историей: изначально ведь был создан фильм-балет, а только потом балетный спектакль. Удивительна музыка Валерия Гаврилина – она потрясающе балетная, легкая, выразительная, атмосферная, по-настоящему чеховская. Даже просто слушать ее, не видя действия, – это уже удовольствие.

В балете Владимира Васильева Анюта – персонаж более сложный, чем в рассказе Чехова, поэтому вызывает у зрителей больше сочувствия и понимания. Что вы хотели бы раскрыть в вашем персонаже?

Благодаря музыке и еще благодаря появлению студента эта простая, даже немного бытовая история становится более глубокой и трагичной, чем сама чеховская «Анна на шее». В балете показана предыстория Анюты, ее влюбленность в юношу-студента, а ее брак с Модестом Алексеевичем – отказ от этой любви, что усиливает ее душевную драму. Мне очень жаль мою героиню, и здесь есть еще один важный для меня момент, с которым, в общем-то, сталкивается в жизни каждый человек. Есть такое выражение: «Если вам достался лимон, сделайте из него лимонад». И Анюта, даже в той нелегкой ситуации, в которой она оказалась, остается живой, находит силы радоваться жизни. Ее обаяние, красота, успех в обществе становятся для нее некой опорой, которая в невыносимых обстоятельствах помогает ей забыть, что она несчастлива. И нужно помнить, что Анюта, по сути, приносит себя в жертву – сначала надеясь улучшить жизнь своих близких, затем помогая супругу продвинуться по службе. А ведь она еще совсем молода, почти девочка. Для меня Анюта – истинная русская женщина, и, вообще, эта история – очень русская. При этом физически этот спектакль очень тяжел для балерины – два акта ты почти все время «на пальцах», а ведь нужно еще и создать глубокий, тонкий, обаятельный образ. Чтобы зритель понял твоего персонажа, понял его чувства, его трагедию и почувствовал к нему искреннее сострадание. У Анюты очень много танцевального текста, и, конечно, нужно не просто выучить этот объемный материал, но и исполнить его на высоком профессиональном уровне.

В чем вы видите привлекательность балета «Анюта» для зрителей? Почему стоит прийти на этот спектакль?

Я уже отчасти ответила на этот вопрос: замечательная музыка, сама история очень интересна и понятна каждому. К тому же это визуально очень яркий и красивый балет с необычными по пластическому рисунку персонажами, образы и характеры которых очень интересно раскрываются в пластике. Взять хотя бы Модеста Алексеевича. Я сама в невероятном восторге от этого спектакля и хотела бы, чтобы зрители получили от этого балета такое же невероятное удовольствие, чтобы каждый зритель после спектакля вынес какую-то свою, личную историю. Потому что таков этот балет – он никого не оставляет равнодушным, заставляет задумываться о многих важных вещах.

Не пропустите спектакли на Большой сцене НОВАТа с участием народной артистки России Анны Жаровой!

Премьерный показ балета «Анюта» на музыку В. Гаврилина в постановке В. Васильева – 21 июля в 19:00, Анюта – Анна Жарова, Модест Алексеевич – Арутюн Аракелян, Петр Леонтьевич – Михаил Лифенцев, Артынов – Михаил Недельский, дирижер – Павел Сорокин.

А. Хачатурян «Спартак» в хореографии Ю. Григоровича – 9 августа в 19:00, Спартак – Роман Полковников, Фригия – Анна Жарова, Красс – Иван Оскорбин, Эгина – Анна Одинцова, дирижер – Дмитрий Юровский.

Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи на балете! НОВАТ