Интервью

«Богема»: универсальная история в гениальной музыке

10 Марта 2023

Опера Джакомо Пуччини «Богема» вновь будет представлена на Большой сцене НОВАТа 16 марта. Спектакль, создание которого связано с именем театрального художника Игоря Гриневича, был поставлен режиссером Бенедикт Ардиле в 1997 году и пережил второе рождение благодаря новой режиссерской версии Алексея Степанюка. Постановка любима и зрителями, и артистами благодаря не только потрясающей музыке Пуччини, но и выразительному сценическому решению, переносящему нас в неповторимую атмосферу Латинского квартала Парижа, где с давних пор и по сей день обитает богема – артистическая молодежь, с амбициями, но без гроша в кармане.

О том, почему «Богема» вызывает особые чувства у всех, кто соприкасается с этим шедевром, рассуждают солистки оперы, которые в ближайшем спектакле исполнят две главные женские партии – Мими и Мюзетту.

Ирина Новикова – Мими: «Это необыкновенно трогательная музыка, невозможно остаться равнодушным к ней и самой истории, и, я думаю, каждый слушатель ощущает, какой сильный эмоциональный потенциал в ней заложен. Каждый найдет в «Богеме» что-то, что затронет струны его души: какое-то воспоминание о неразделенной любви, несбывшиеся надежды. История глубокая, трагичная, на редкость правдивая, искренняя, и Пуччини написал потрясающе красивую музыку. Безусловно, все его оперы прекрасны по-своему, каждая стилистически самобытна, но «Богема» прекрасна своим живым, каким-то человечным содержанием. Мне очень близок и мой персонаж: еще в подростковом возрасте, когда я впервые услышала «Богему», Мими вызывала у меня одновременно и сочувствие, и восхищение. Она удивительно сильная, искренняя, открытая миру, жертвенная и благодарная. Ведь чего стоит женщине отказаться от своей любви! А еще она умеет видеть прекрасное и создавать его. Как вышивальщица, она переносит красоту, которую видит вокруг, в свои работы. Это одна из самых любимых моих ролей, и с самого начала своего творческого пути мне очень хотелось исполнить эту партию, особенно на сцене новосибирского театра. И когда мне удалось это сделать, это было настоящее счастье. К тому же здесь такие декорации, которые буквально переносят тебя в Париж. Даже кажется, что есть тот самый особенный аромат Парижа: смесь запаха духов, свежесваренного кофе, выпечки и свежей зелени. Во время поездки в Европу – в Германию, Францию, мне довелось побывать в Париже, пусть и ненадолго, но необыкновенная атмосфера этого прекрасного города, который не зря называют городом любви, навсегда осталась в моей душе. И каждый раз спектакль «Богема» возвращает меня туда».

София Бачаева – Мюзетта: «В «Богеме» очень богатая музыка, и, что особенно впечатляет, Пуччини словно предугадал в ней направления развития музыки на годы вперед: музыканты знают, что в ней есть и намеки на джаз, и другие современные музыкальные течения. На мой взгляд, это всегда говорит о гениальности композитора. И, конечно, это очень сильные эмоции: в финале мне даже не нужно ничего играть, слезы наворачиваются сами. Мое первое знакомство с этой оперой состоялось еще в музыкальной школе, но, вероятно, это было в слишком раннем возрасте, и я не могу сказать, что была тогда сильно впечатлена «Богемой». Осознанно я услышала эту оперу уже когда училась в консерватории. Я пришла на спектакль в наш театр, Мими пела Верника Джиоева, Мюзетту – Ирина Чурилова. И потрясающая гармония их голосов стала для меня счастливым открытием. Мне кажется, в этой опере особенно важно, чтобы были правильно подобранные голоса. И, конечно, сама история универсальна. Здесь ты можешь выбрать, кем хотел бы в ней быть и чего хотел бы избежать в своей жизни. А что касается моего персонажа, Мюзетты, то с ней у меня связана своя история. Дело в том, что это вокально и технически очень показательная партия для начинающей певицы сопрано. Поэтому, придя в труппу, я сразу попросила именно Мюзетту. Не секрет, что певицы, которые изначально пели Мюзетту, рано или поздно внутренне дорастают до Мими. И если ранее у меня не было сильного желания петь Мими, то сейчас я уже чувствую внутреннюю готовность к этой партии. Мюзетта – очень яркая в плане образа. Просто необходимо на сцене поддержать эту яркость на контрасте с образом Мими, но при этом не сделать героиню субреткой, глубже копнуть внутреннее содержание персонажа. Мне очень нравится, что в течение оперы эта героиня развивается, показывает разные грани своей личности. К финальным сценам у меня даже голос меняется, что позволяет показать, как эта девушка осознает, что весь блеск и гламур ничего не стоит, и понимает, сколь ценна для нее любовь Марселя и ее собственное чувство к нему. Ведь он – единственный человек, которого она любит в жизни, и в момент осознания ее первое чувство – это страх, ведь истинное чувство делает нас уязвимыми. И Мюзетте очень сложно это принять. На мой взгляд, именно в финале мы видим истинную Мюзетту. Мне очень нравится мой персонаж – ее жизнелюбие, внутренняя сила, поэтому я с огромным удовольствием пою эту партию».

Дж. Пуччини «Богема» – 16 марта в 19:00. Мими – Ирина Новикова, Мюзетта – София Бачаева, Рудольф – Михаил Агафонов, Марсель – Гурий Гурьев, Шонар – Виталий Новиков, Коллен – Алексей Лаушкин, Бенуа – Шагдар Зондуев, Альциндор – Николай Лоскуткин, Парпиньоль – Евгений Козырев. Дирижер – Дмитрий Юровский.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи в Оперном! НОВАТ