Интервью

Евгений Волынский – маэстро-праздник

25 Декабря 2022

Дирижер Евгений Волынский посвятил Новосибирскому театру оперы и балета почти сорок лет творческой жизни, поставил здесь немало оперных и балетных спектаклей. Его юношеский задор, чувство юмора, умение делиться с публикой своим воодушевлением и энергетикой ценят зрители НОВАТа от мала до велика. А в детских спектаклях, опереттах и концертных программах на Малой сцене, где дирижер находится не в оркестровой яме, а на глазах у зрителей, маэстро каждый раз удивляет и неизменно заряжает зал праздничным настроением. Дирижер выходит к пульту, добавив выразительную деталь в одежде, забавный головной убор или другой предмет, соответствующий спектаклю.

Мы поговорили с Евгением Волынским накануне блока его новогодних спектаклей.

– Вы – плоть от плоти нашего театра, учились у маэстро Арнольда Каца. Вы часто его вспоминаете?

– Он мне как отец. С 20 лет, когда я приехал в Новосибирск, и до самой смерти Арнольда Михайловича я постоянно бывал у него на репетициях, на уроках. И уже когда моих родителей не стало, кроме него мне не с кем было посоветоваться, он меня все время курировал, воспитывал, ворчал… Всякое было – он и швырял в меня пульты, партитуры, выгонял девочек из аудитории и ругал меня, не стесняясь в выражениях, но когда был в хорошем расположении духа говорил: «Женя, ты что – больной? Зачем тебе это дирижирование? Жил бы спокойно, как нормальный человек». Наша профессия ведь требует самоотречения, у нас очень жесткий режим. В праздники – работа, когда нормальные люди отдыхают, ты сидишь, и ночью партитуру разбираешь. Чтобы полностью реализоваться в нашей профессии, нужна полная самоотдача. Арнольд Михайлович понимал это все и всегда старался донести до молодых людей все сложности этой профессии.

– А в театр вы пришли с его благословения?

– А в театр я пришел сам – суфлером. На этом месте многие мои коллеги-дирижеры начинали. Очень правильное это было место в структуре обучения симфонических дирижеров.

– Вам довелось работать с двумя великими дирижерами – Арнольдом Кацем и Исидором Заком. С одним вы начинали, затем попали «в руки» к другому. Что вы почерпнули от каждого из них?

– Вы знаете, я ведь изначально хотел учиться у Арнольда Михайловича. Когда я приехал в Новосибирск, в консерваторию, я поступил на хоровое дирижирование к Самуилу Карловичу Мусину, но мне еще до этого сказали, что есть Арнольд Михайлович Кац и нужно идти к нему. И, начиная с первого курса на хоровом, я начал бегать к Арнольду Михайловичу – я не любил хор, не ходил на занятия. Я в первый раз увидел Арнольда Михайловича еще в Кургане, именно тогда я загорелся идеей поступить к Кацу. И, должен сказать, меня в этом поддержали и Самуил Карлович, и Борис Самуилович Певзнер, который тогда был заведующим кафедрой. Мы с ним, кстати, до сих пор переписываемся. Он сам учился у Каца, и поэтому я получил с его стороны полное понимание и поддержку. На третьем курсе я стал суфлером, а через год я стал дирижером в театре Музкомедии – здесь мне посодействовал Арнольд Михайлович. Я очень любил этот театр, с удовольствием ездил на гастроли… Арнольд Михайлович был очень энергичным, активным человеком – он знал все руководство города, помогал музыкантам с квартирами, детскими садами. А вот Исидор Аркадьевич Зак был совершенно другим. Я долго боялся к нему подходить, когда пришел в театр. Тогда главным дирижером был уже Борис Ефимович Грузин, но Исидора Аркадьевича по-прежнему бесконечно уважали, любили и побаивались. Это была личность огромного масштаба. Так вот, тогда я все-таки пересилил себя и подошел к Исидору Аркадьевичу. Он меня принял, стал заниматься со мной. Я его часто провожал до дома – как и Арнольда Михайловича – мы подолгу беседовали о музыке, о жизни, он досконально разбирал со мной все – к примеру, «Травиату». Он говорил: «Смело подходи ко мне с любым вопросом, вплоть до «Каменного гостя» Даргомыжского» – такое выражение было у него в ходу. С ним мы тесно работали почти до самого его ухода: Исидор Аркадьевич скончался в августе, а всего за пару месяцев до этого мы разбирали «Пиковую даму» – Зак уже не мог дирижировать, а в театре возобновляли постановку режиссера Эмиля Пасынкова, где Германа пел Валерий Егудин. Исидор Аркадьевич был невероятно эрудирован, прекрасно знал французский, любил французскую литературу, читал в оригинале – в свободное время его почти всегда можно было найти в кабинете с книгой на французском языке. Вы ведь знаете, что Исидор Аркадьевич открывал не только в Новосибирске оперный театр, но и в Челябинске, в котором я сейчас являюсь художественным руководителем и главным дирижером. И у меня в Челябинском театре выступал его внук, Илья (Илья Коновалов, известный скрипач, первая скрипка Израильского филармонического оркестра), которого я помню еще совсем ребенком, играющим в прятки под столом. Арнольд Михайлович и Исидор Аркадьевич – это два титана, которым я безмерно благодарен, которые до конца своей жизни мне помогали. Конечно, тогда, в восьмидесятые годы, мы не понимали, насколько это уникальная возможность учится у таких великих мастеров, и, признаюсь, я был далеко не примерным студентом. Я счастлив, что два великих дирижера были моими учителями. Конечно, я понимаю, что взял от них меньше, чем, наверное, мог бы, но когда ты молодой, ты об этом не думаешь.

– Редкий человек работает в праздники с удовольствием, а вы, похоже, в театре под Новый год чувствуете себя как дома. У вас ведь сейчас довольно много спектаклей?

– Понимаете, я почти 40 лет, можно сказать, прожил в этом театре. За это время видел несколько поколений артистов оперы, балета. Многих из тех, с кем я начинал, уже нет на свете. Поэтому здесь я – дома, и в будни и в праздники. И главный Новый год для меня – в театре, а дома – так, отголоски. В этом году и в прошлом я дирижирую заключительными спектаклями года – «Щелкунчики», «Сильва», «Сказки Венского леса», а 2 января у меня «Летучая мышь», и я всегда хочу, чтобы зрителям было весело. А еще я обожаю «Щелкунчик» в редакции Вайнонена, потому что там дети из хореографического училища, это особенно трогательные спектакли, они вызывают у меня очень светлые эмоции. Очень люблю детские спектакли на Малой сцене – придумываю себе какую-то роль, устраиваю что-то такое, чтобы было весело и мне самому и зрителям. Ведь здесь, в театре, проходит вся наша жизнь, и нужно делать ее интересней.

Не пропустите ближайшие спектакли под управлением маэстро Евгения Волынского:
Балет «Щелкунчик» – 28 декабря в 19:00, 30 и 31 декабря – в 13:00 и в 18:00.
Концерт «Сказки венского леса» – 29 декабря в 19:00, 7 января в 18:00.
Опера «Кот в сапогах» – 2 января и 4 февраля в 13:00.
Оперетта «Летучая мышь» – 2 января в 18:00.
Опера «Иоланта» – 5 января в 18:00.
Балет «Золушка» – 14 января в 13:00 и в 18:00.
Опера «Кармен» – 15 января в 17:00.
Опера «Стойкий оловянный солдатик» – 21 января в 13:00.
Опера «Царская невеста» – 21 января в 17:00.

Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи в НОВАТе!