СМИ о нас

Алиса Гребенщикова: «Мое дело – жечь»

30 Октября 2023

В резонансном спектакле МХАТа Горького «Женщины Есенина» каждый образ – абсолютное актерское попадание, тонкое психологическое и пластическое проживание роли. Увидеть яркие актерские работы и погрузиться в уникальную атмосферу постановки режиссера Галины Полищук сибиряки смогут в НОВАТе 22, 23, 24, 25 и 26 ноября, когда на Большой сцене театра пройдут показы «Женщин Есенина» в рамках гастролей МХАТа Горького.

Известная актриса театра и кино Алиса Гребенщикова играет в «Женщинах Есенина» Зинаиду Райх – выдающуюся женщину, покорившую сердца сразу двух гениев своего времени – Сергея Есенина и Всеволода Мейерхольда. Райх многие считают единственной любовью поэта, она прожила с ним в браке четыре года и родила Есенину двоих детей. В спектакле Алиса поражает выразительностью и экспрессией игры, естественностью своего существования на сцене.

О работе в спектакле «Женщины Есенина» Алиса Гребенщикова рассказала в интервью.

Вы начинали актерскую карьеру во МХАТе Горького и сейчас вновь работаете в спектаклях на той же сцене. Расскажите о начале своего пути и о том, как это было: вновь «войти в ту же реку»?

МХАТ – это моя внутренняя цифровая рифма: я пришла сюда в двадцать один год, будучи абсолютно влюбленной во все в этом театре, и провела счастливейшие и интереснейшие в плане становления в профессии полтора года. Так сложилось, что съемки в кино и в сериалах не получилось совмещать со службой во МХАТе, и я выбрала кино. Но спустя ровно двадцать один год после моего первого спектакля на этой сцене я по приглашению художественного руководителя снова стала частью труппы. И это удивительное чувство сродни возвращению в отчий дом после долгих странствий. Я уходила с котомочкой за плечами, а вернулась с огромными чемоданами, с целой повозкой опыта, которая оказалась нужна именно здесь.

А еще возвращение – это комфортная штука в человеческом плане: не нужно выстраивать отношения с огромным количеством новых людей. Половина труппы помнила меня девочкой, а с кем-то я продолжала общаться и дружить все эти годы.

Расскажите, как вы попали в команду Галины Полищук и в «Женщин Есенина». Какую роль в вашей карьере сыграла встреча с этим режиссером, чем интересна работа с ней?

Я никогда не говорю слово «карьера» в разговорах о своей профессиональной деятельности. Для меня работа – это жизнь, я не строю ее от головы, я ее живу. И встреча с Галиной Полищук – это новый этап моей жизни. Галина увидела меня в одном из спектаклей МХАТа и почувствовала, что наши театральные взгляды и ценности совпадают. Так мы стали работать вместе, и это огромный опыт для меня. Галина умеет занять собой все мысли актера, я бы сказала даже, что она колдует, если бы это было интервью для «Магии вне Хогвартса». (Смеется.) Это жизнь на вулкане. Никогда не знаешь заранее, когда он будет спокоен и умиротворен, а когда задышит и покроет все вокруг жарким пеплом. Галина – это Камчатка. Все, что она делает, – невероятно красиво! Завораживает. Манит. Зрителям хочется возвращаться на ее спектакли, чтобы снова попасть в созданные ею миры и переживать сильные чувства. А мы, ее команда, знаем, насколько бывает переменчив климат, какие резкие ветра могут налететь, и каждый день снова и снова выбираем ее, потому что находиться в пространстве ее режиссерской воли – счастье для творческого человека.

Ваш персонаж в «Женщинах Есенина» получился очень достоверным, живым – женщина с высоким интеллектом, с сильной энергетикой, невероятно манкая. Я знаю, что вы очень серьезно готовились к этой роли, помимо романа Захара Прилепина изучали много других источников. Как вы «лепили» образ, сколько в итоге в вашей героине, Зинаиде Райх, от вас – Алисы Гребенщиковой? И есть ли в ней что-то совершенно не ваше?

С момента первой репетиции «Женщин Есенина», на которой мы были вдвоем с Андреем Вешкурцевым, до премьеры прошло больше года. Поверьте, это очень много. Год мы были погружены в работу над этим спектаклем, и за это время Зина настолько глубоко проникла в мои мысли, что, кажется, даже управляла моими действиями. Я стала гораздо более резкой и вспыльчивой, что мне совсем не свойственно. И у меня складывалось ощущение, что мы с Зиной очень похожи. Как так случилось? Кроме того, что я читала о самой Зинаиде Николаевне – благо, о ней тоже осталось много воспоминаний – я продолжала изучать контекст. Время, в котором жили наши герои. Это и музыка, созданная в то время, и живопись. Ведь время было сложным, переломным, что нашло отражение в искусстве. Это помогало мне понять Зину и градус ее жизни. Очень благодарна сотрудникам музеев Сергея Есенина и в Москве, и в Константиново, где нам были рады и проводили подробные экскурсии. Все это тоже способствовало погружению.

Сама Галина говорит, что артисты, с которыми она начинала, стали не только ее единомышленниками: они стали отчасти ее соавторами. Вы – не только актриса, исполняющая роль в спектакле, но и ассистент режиссера-постановщика. Какая из этих ипостасей подразумевает больше ответственности за спектакль?

Сейчас, когда спектакль крепко встал на рельсы, обрел мощные крылья, я уже только актриса. Мое дело – жечь! Себя в первую очередь. И я уже знаю, сколько дров нужно на растопку, какие точно не подойдут, а какие гарантированно сделают мне больно, и эту боль я смогу транслировать в зал.

«Есенинцы» будут работать вместе в новых проектах?

Команда, родившаяся на «Есенине», делает уже третий спектакль. В прошлом сезоне мы выпустили драму «Нежданно-негаданно», а сейчас работаем над попыткой переосмысления знаковой пьесы Горького «На дне». Нам всегда интересно вместе. Искать, пробовать, играть, репетировать.

И, безусловно, всё это благодаря тому, что мы верим в Галину, доверяем Галине и готовы пускаться с ней в самые разные творческие путешествия.

Марина Иванова, CultVitamin
Ссылка на полный источник

Спектакль МХАТа им. М. Горького «Женщины Есенина» – на Большой сцене НОВАТа 22, 23, 24, 25 и 26 ноября.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе НОВАТа.