Большая сцена
16+

С участием Тимофея Дубовицкого, Ирины Новиковой, Максима Аниськина, Сергея Кузьмина, Павла Янковского

Паяцы

опера в 2-х действиях с прологом
музыка Руджеро Леонкавалло
постановка Иркина Габитова

Большая
сцена

исполнители

Недда (Коломбина)
Тонио (Таддео)
Беппо (Арлекин)
1-й крестьянин (дебют)

Постановщики

Либретто Руджеро Леонкавалло
Музыкальный руководитель и дирижер: Валентин Урюпин
Режиссер-постановщик: Иркин Габитов
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев
Художник по свету: Александр Кибиткин
Пластика: Гали Абайдулов
Хормейстер-постановщик: Вячеслав Подъельский

1 час 50 минут

один антракт

исполняется на итальянском языке (сопровождается титрами на русском языке)

Премьера состоялась 13 апреля 2017 года

Руджеро Леонкавалло создал оперу «Паяцы» под влиянием идей «веризма», суть которых в беспощадно правдивом отражении действительности, изображении реального человека, со всеми его страстями и пороками. Не случайно в основе сюжета оперы лежит реальный случай убийства из ревности. Музыка Леонкавалло достигает своей величайшей мощи в передаче человеческих страстей: любви, ревности, предательства и страдания. Режиссер спектакля Иркин Габитов предлагает решить спектакль в лучших традициях классического театра, но в стилистике итальянского неореализма.

ПРОЛОГ

Автор, попав в места, где некогда разыгрались трагические события, глубоко потрясшие его, вспоминает о судьбах бродячих актеров-комедиантов. Герои его трагического повествования: Канио – хозяин труппы, его жена Недда, актеры Тонио и Беппо.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Провинциальный итальянский городок. Толпа встречает труппу странствующих комедиантов. Ее хозяин Канио обещает народу показать замечательное представление.

Канио уходит с пригласившими его жителями в таверну. Оставшись одна, Недда, жена Канио, предается мечтам о молодом крестьянине – Сильвио, которого она любит. Комедиант Тонио объясняется ей в любви. На признание Тонио Недда отвечает презрительным смехом, ударом бича охлаждая его пыл. В бессильной ярости Тонио уходит, угрожая жестокой местью. Между тем, пренебрегая опасностью, на свидание явился Сильвио. Он умоляет Недду бросить скитальческую жизнь и бежать с ним. Неожиданно раздается гневный возглас хозяина, которого поспешил позвать оскорбленный Тонио. Однако Сильвио убегает неузнанным. Канио безуспешно требует, чтобы Недда назвала имя любовника. Он бросается к ней с ножом. Беппо силой удерживает Канио.

С тоской и болью думает Канио о предстоящем веселом представлении. Публике нет дела до чувства паяца. В угоду ей он должен скрывать свое горе, смешить и потешать. «Смейся, Паяц, над разбитой любовью…» – рыдая, восклицает Канио.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Вечер. Комедианты готовятся к началу спектакля: Тонио барабанным боем созывает зрителей, а Беппо приглашает их занять места. Представление начинается.

Сюжет разыгрываемой актерами пьесы близок к их жизненной драме. Таддео (Тонио) любит Коломбину (Недду), которая, однако, отдает предпочтение Арлекину (Беппо). Любовное свидание прерывает Паяц (Канио). Прощальные слова Коломбины, обращенные к Арлекину, потрясают Канио – это те самые слова, которыми Недда утром провожала любовника. С новой силой вспыхивает в нем ревность и, обезумев от ярости, ударом ножа Канио убивает Недду, а затем – Сильвио, бросившегося к подмосткам сцены на предсмертный крик возлюбленной. «La commedia è finita» («Комедия окончена»), – произносит Тонио.

Валентин Урюпин: дирижер должен одухотворять всю махину оперного спектакля
Смотрите интервью музыкального руководителя постановки оперы «Паяцы» Валентина Урюпина, которое он дал телеканалу «Россия-24».
12 Апреля 2017