Малая сцена
6+

Премьера

Путешествие в оперу. Золотой петушок

спектакль-концерт
музыка Н.Римского-Корсакова, О.Козловского, П.Чайковского

Малая
сцена

исполнители

Шемаханская царица
Песочная анимация

Постановщики

Солисты Новосибирской оперы
Симфонический оркестр театра
Дирижёр – Эльдар Нагиев
Петр Татарицкий – режиссер-постановщик и исполнитель роли Сказочника
Евгения Кривицкая (автор идеи, партия органа)
Оригинальная «песочная» анимация Артёма Нерсеса
Мультипликация по оригинальной графике Олега Чернова
В партии Звездочета – солист Большого театра России Леонид Бомштейн

1 час

без антракта

«Золотой петушок» - сказка А.С. Пушкина – не раз привлекала внимание композиторов, художников, людей театра и кино. На ее основе в конце XIX века композитор Римский-Корсаков сочинил оперу-сатиру, художник Билибин создал великолепные книжные иллюстрации, а в XX столетии появились кино и мультфильмы…

Музыкально-драматический перформанс «Золотой петушок» по замыслу авторов проекта – профессора, органистки Евгении Кривицкой и известного российского ведущего, актера и режиссера Петра Татарицкого – соединил все эти виды искусства. Красочное представление – синтез роскошной музыки Римского-Корсакова, волшебных песочных картин-декораций и увлекательного сказочного повествования.

«Золотой петушок» – это последняя сказка, которую написал А.С. Пушкин. Поэт сочинил ее в 1834 году, а в 1835 она была опубликована в журнале «Библиотека для чтения». В ней рассказывается о Царе Додоне, которому таинственный колдун-Звездочет вручил в подарок необычную птицу – золотого петушка. Он должен был помогать правителю следить за приближающимся врагом и не подпускать его близко к границам. За это Додон пообещал чародею исполнить любое его желание. Но когда пришло время платить за петушка, царь отказался, так жалко ему было расставаться с великолепной Шемаханской царицей, за что и был наказан - по справедливости.

Представление откроется аллегорической интродукцией. На сцене возникнет «призрачная» фигура Героини, поющей в сопровождении органа романс Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей…» на стихи А. С. Пушкина. Так акцентируется главная идея: об обманчивости красоты, о важности уметь распознать за внешней оболочкой истинность души и поступка. Звучание голоса и органа настраивает зрителей на мистическую атмосферу, которая царит в этой истории благодаря центральным персонажам – Звездочету и Шемаханской царице.

Торжественное тутти органа сопроводит шествие царя Додона и Шемаханской царицы под звуки полонеза «Гром победы, раздавайся» О. Козловского, который считался в конце XVIII столетия неофициальным гимном Российской империи. А «Баба Яга» из «Детского альбома» Чайковского (также в органной транскрипции) обличит «коварную» сущность прекрасной Шемаханки. В финале представления режиссер ставит «немую сцену» трем главным героям: Звездочет, Додон и Шемаханская царица замирают как по Гоголю, а затем, как ни в чем ни бывало, разражаются поочередно дерзким смехом… Как здесь ни вспомнить крылатое «гоголевское»: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!..»

В ключевые моменты к Сказочнику-Петру Татарицкому присоединится симфонический оркестр, музыкально «комментируя» происходящее. Герои «Золотого петушка» сойдут с книжных страниц и «оживут» благодаря голосам известных оперных артистов, поющих арии из одноименной оперы Римского-Корсакова.

В Прологе и Эпилоге полюбившиеся нам пушкинские герои возникнут на экране в качестве мультипликационных инсталляций современного художника Олега Чернова. А основную часть представления будет сопровождать песочная анимация – волшебные картины Артема Нерсеса, рождающиеся «здесь и сейчас».

«Золотой петушок», входящий в цикл «Сказки Пушкина», представляет собой новый формат соединения музыки, слова, визуальных искусств, приглашает в мир классической русской литературы, знакомит с шедеврами отечественной музыки. «Сказки Пушкина» были отмечены грантом Президента РФ (при поддержке Министерства культуры РФ) как проект общенационального значения в области литературы и искусства.