Новости

Дмитрий Корчак: «Дирижёр должен дышать вместе с певцом»

15 Ноября 2017

В октябре этого года Дмитрий Корчак назначен главным приглашенным дирижером Новосибирского театра. 16 ноября состоится его дебют в новом качестве – Дмитрий Корчак дирижирует оперой «Любовный напиток» Доницетти. 2 декабря ему предстоит дирижировать концертом, который обещает стать ярчайшим событием музыкальной культуры России, – звёзды мировой оперы, симфонический оркестр и хор НОВАТа исполнят Stabat Mater Дж. Россини на торжественном открытии зала имени Исидора Зака. 3 декабря Дмитрий Корчак встанет за пульт в концерте «Мировая опера в Новосибирске».

О перспективах Новосибирской оперы и своих творческих замыслах Дмитрий Корчак рассказал в своём интервью.

Недавно Вы стали главным приглашённым дирижёром Новосибирского театра оперы и балета. Как родилось решение о таком сотрудничестве?

Сейчас мы все убеждаемся, что наш мир не такой уж большой, а музыкальное театральное сообщество – ещё более тесный круг, в котором очень многие проекты осуществляются благодаря личным дружеским связям. Любой театр и любой творческий проект держится на людях, которые в нём работают. Мы около десяти лет знакомы с Владимиром Кехманом, а с солисткой Новосибирской оперы Вероникой Джиоевой не раз выступали вместе и дружим не один год. Вероника пригласила меня участвовать в гала-концерте её фестиваля, и я с удовольствием согласился дирижировать. Концерт был очень успешным, и после него Владимир Абрамович предложил мне стать главным приглашенным дирижером театра.

Вы – востребованный на лучших мировых сценах вокалист, как у дирижёра у вас много интересных предложений и проектов в российских столицах и в Европе. Как вы восприняли предложение работать в российской провинции?

Не вкладывая никакого отрицательного смысла в слово провинция, сразу должен сказать, что Новосибирский театр со времен Советского Союза никогда не был провинциальным театром. Это уникальный театр, говорим ли мы о его значимости для российской музыкальной культуры, или о его истории и архитектуре – как Большой театр в Москве и Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Новосибирский театр широко известен достижениями своей балетной и оперной труппы. Здесь работали легенды: выдающиеся артисты, музыканты, дирижёры, хореографы. Театр может гордиться своим оркестром, с которым впервые мне довелось работать при подготовке гала-концерта в рамках фестиваля Вероники Джиоевой. Это большой, чуткий, слаженный коллектив, которому по силам самые масштабные задачи. Должен отметить, что впечатляет и великолепный хор театра, и талантливые вокалисты, с которыми я сейчас знакомлюсь, и уже вижу их возможности и перспективы.

В Новосибирском театре у меня уже сложился контакт и дружеские отношения с сегодняшними лидерами театра, мнению которых я бесконечно доверяю – с Владимиром Кехманом, с Вячеславом Стародубцевым. Я надеюсь, что с новыми людьми, с которыми я сейчас здесь знакомлюсь, мне также удастся найти профессиональное взаимопонимание и плодотворно сотрудничать, тем более что задуманы очень интересные и масштабные творческие события.

Сейчас я прослушиваю солистов Новосибирской оперы и определяю для себя, в каких из этих проектов мы можем обойтись исключительно своими силами, а в каких стоит задействовать приглашенных артистов. И должен отметить, что в труппе есть потрясающие голоса.

Руководство театра сейчас стремится к тому, чтобы Новосибирский театр был достойно представлен в российской и мировой музыкальной среде, был интегрирован в европейское культурное пространство. Какие перспективы Вы видите в этом направлении развития театра?

Я согласен, что это очень важная задача. Но недостаточно просто вступить в европейскую оперную ассоциацию, нужно ясно представлять, ЧТО наш театр готов предложить мировому театральному сообществу. В этой среде существуют определённые правила и требования, которым нужно соответствовать. Я предполагаю, что мой опыт работы на мировых сценах дает мне возможность увидеть, чего недостает нашей труппе, нашим солистам для того, чтобы выйти на европейский и мировой уровень.И одна из моих приоритетных задач – помочь солистам оперы почувствовать себя европейскими артистами, научить их презентовать себя как европейских артистов.

В декабре этого года ожидается грандиозное культурное событие – открытие зала имени Исидора Зака исполнением Stabat Mater Дж. Россини. Заявлен впечатляющий состав солистов, и выбор самого произведения очень символичен. Как родилась идея такого неординарного события?

Идея родилась летом этого года на фестивале Россини в Пезаро. Я исполнял главную партию в опере «Торвальдо и Дорлиска» и партию тенора в Stabat Mater. Именно на этом фестивале, услышав Stabat Mater, Владимир Кехман решил, что по своей глубине и духовной мощи это именно то грандиозное произведение, с которого нужно начинать новую страницу истории зала имени Исидора Зака.

И мы очень хотели собрать достойный квартет солистов мирового уровня. Каждый из приглашённых – наша любимая звезда Вероника Джиоева, всемирно известный бас Рене Папе, один из самых востребованных сегодня в мире потрясающе техничный и музыкальный тенор Лоуренс Браунли, солистка Мариинки, лауреат конкурса имени П.И. Чайковского, меццо-сопрано Юлия Маточкина – это артисты, чей график, расписан на годы вперёд. Как удалось собрать их вместе? Свою роль сыграл определённый авторитет и те связи, которые сложились у меня за время моей вокальной карьеры в музыкальном мире. И это ещё один момент, в котором я могу быть полезен театру – дружеские отношения, сложившиеся у меня со многими музыкантами. Такие отношения позволяют иногда обращаться к ним с просьбами, и они готовы участвовать в каких-то проектах, находить на это время в своём плотном расписании. В свою очередь, мы обязуемся обеспечить максимальный комфорт и идём на все возможные компромиссы и условия.

Есть ли у вас как у дирижёра какие-либо предпочтения в репертуаре – итальянская опера, немецкая или, может быть, русская?

Предпочтений нет, поскольку я просто люблю разную музыку. Но есть определённая специфика, обусловленная моей певческой карьерой, – я чувствую себя свободней в репертуаре бельканто и именно здесь могу больше подсказать певцам.

Как вам помогает в работе дирижёра ваш богатый вокальный опыт?

Выйти на сцену в красивом фраке и дирижировать спектаклем – это очень малый процент дирижёрской работы. 95 процентов работы – её самая ёмкая и интенсивная черновая часть – проходит в классе, в репетиционном зале. Именно здесь я решаю свои главные задачи, и именно здесь помогает мой опыт вокалиста. Есть тонкости, которые можно понять, только если сам пел на сцене. Когда дирижёр ещё и певец, как, к примеру, великий Пласидо Доминго, он изнутри знает вокал, знает, где какие подводные камни, знает, как дышать, в каком темпе пойти, где нужно заставить оркестр слушать певца, а где взять на крючок артиста. Мой опыт певца показывает, что очень мало дирижёров знают, как вести певца в спектакле, как дышать вместе с ним.

Услышим ли мы на сцене НОВАТа Дмитрия Корчака – тенора?

Сейчас у меня в театре другие задачи, но я думаю, всё возможно.