6+
The King's 24 Violins
IX International competition for young cello players
IX International competition for young cello players
JazzNOVAT - Jazz yesterday.Today
JazzNOVAT. Zenia McPherson and Igor Butman trio
JazzNOVAT. Oleg Akkuratov Trio
Stabat Mater: Vivaldi - Verdi - Poulenc
In honour of Jacques
Leonard Bernstein gala
Big waltz
Windmills of a man from La Mancha (Following Don Quixotes trail)
Fine arts night
Come Back to Sorrento
Graduation performance of the Novosibirsk State Ballet School
Gala concert Anna Zharova
Gala concert Vadim Gluzman
Gala concert Veronika Dzhioeva
Opera Stars Gala Concert
Roman Polkovnikov gala concert
Denis Matsuev. Solo concert "To the city and the world"
Duets of love and hatred
From Rome to Buenos Aires
String orchestra classics
Around the world journey to the tango realm
Summer in Buenos Aires
Mozart & Shostakovich. Two geniuses, two worlds
Music for gourmets
Music for Us
Our Best Songs
NOVAT lights the stars
Operetta night
Concert of Russian folk instrument orchestra of the Nosovibirsk Special music school
Autumn in Buenos Aires
Songs of war time
To Vivaldis music
Childhood festival in NOVAT
Opera special day
Festive May
Goodbye Astor. Mozarts last tango
Jourjey to opera. The Golden Cockerel
Pushkins sonnet sequence
Romance in French
Russian church and folk music
Happy birthday, NOVAT!
Tales from the Vienna Woods
Recital of Veronica Dzhioeva
Feodor Chaliapin the Tsar bass
Masterpieces of Russian romance
Masterpieces of Russian romance
Masterpieces of Russian romance
Masterpieces of Russian romance

Stabat Mater: Vivaldi - Verdi - Poulenc

concert

Credits

Participants:
Chorus, orchestra of NOVAT
Conductor Dmitri Jurowski
Chorus master Sergey Tenitilov

2nd December 2017 for the first time in Novosibirsk the freshly re-opened Isidor Zak concert hall hosted a performance of Rossinis Stabat Mater featuring the soloists Veronika Dzhioeva, Yuliya Matochkina, Lawrence Brownlee, Rene Pape, the chorus and the orchestra under D. Korchak. This event left a significant impression, so NOVAT decided to add Stabat Mater into the concerts of the season, considering the amount of genius music pieces, created by various composers after this canonical text.

29th April the audience will witness Stabat Mater variations by Antonio Vivaldi (1736), Giuseppe Verdi (1892) and Francis Poulenc (1950) composers separated by hundreds of years, and subsequently differing fundamentally in their style. However, the text telling of the Holy Mother suffering at the foot of the cross on Golgotha unites artists from all times. Since the XV century up to XX the text of Stabat Mater was used by the major composers of their time: Palestrina, Haydn, Shubert, Rossini, Liszt, Verdi, Dvořák, Penderecki.

Stabat Mater dolorosa The Mother stood grieving one of medieval music sequences (hymns, performed during a Catholic Mass after Hallelujah, before the Gospel). This sequence was usually performed on the day of the Seven Dolors of the Blessed Virgin Mary, celebrated on 15th September. It started to be performed also on the Holy Friday of the Passion Week since 1727. Some excerpts are performed on other occasions as well.

The Stabat Mater sequence may be compared to a Russian traditional canon Lament of the Holy Mother , which is included in an Orthodox service of the Holy Friday.

Antonio Vivaldi (1678 1741) Italian composer, a violin virtuoso, tutor, conductor, catholic priest. Vivaldi is considered one of the most influential representatives of the Italian violin art of the XVIII century, renowned all across Europe within his lifetime. Master of orchestra-ensemble concert concerto grosso, he wrote about 40 operas. Vivaldi is mostly known for his instrumental concerts, especially the violin ones. His most famous work is a group of four violin concerts The Four Seasons. First part of Vivaldis Stabat Mater was used in a soundtrack of the 1999 film The Talented Mr. Ripley.

Stabat Mater (1727) by Antonio Vivaldi is considered one of the most beautiful music pieces ever created. It consists of 8 parts, and only first ten strophes are used. Antonio Vivaldi wrote Stabat Mater for contralto, strings and basso continuo in 1712 through the request of the church Santa Maria della Pace in Brescia, the city of Vivaldis paternal ancestors.

G. Verdi (1813-1901). Stabat Mater of the group Four Sacred Pieces (1898). He spent 10 years composing them. Each piece is designed for a different cast and composed in a different style representing various ways of sacred music. In those times when Italy was losing its music identity, Verdi turned to the national heritage. Stabat Mater for soloists, chorus and orchestra is very human piece, the most dramatic and modern one.

F. Poulenc (1899 1963), French composer, pianist, critic, wrote Stabat Mater for soprano, chorus and orchestra in 1950. Back in the day the composer couldnt pass by a black statue of the Holy Mother at one small village the episode impressed him so much he started composing sacred music. In 1949 the painter Christian Bérard left this life, the man Poulenc dedicated his piece to. Critic Jean Roua emphasized the unmatched balance of voice and orchestra sound soprano solo comes in the moments one does not expect, but when its needed; soprano solo plays a significant expressive role each strophe is highly emotional, yet utterly concise. In 1951 American critics called this piece the best choral opus of the year. The same year, after the triumphant premiere of Poulencs Stabat Mater, a French critic Henri Helle wrote a leter to the composer, saying: My dear Francis, its such a pleasure listening to your Stabat Mater! This piece is brilliant, your masterpiece is a true masterpiece <> I challenge anyone left untouched by this omnipresent subtlety and bravery of your Stabat Mater, its splendor, power, incredible excellence of its vocal and orchestral composition.

Stabat Mater dolorosa The Mother stood grieving one of medieval music sequences (hymns, performed during a Catholic Mass after Hallelujah, before the Gospel). This sequence was usually performed on the day of the Seven Dolors of the Blessed Virgin Mary, celebrated on 15th September. It started to be performed also on the Holy Friday of the Passion Week since 1727. Some excerpts are performed on other occasions as well.

The Stabat Mater sequence may be compared to a Russian traditional canon Lament of the Holy Mother , which is included in an Orthodox service of the Holy Friday.

6+

Stabat Mater: Вивальди – Верди – Пуленк

концерт

Ближайшие
спектакли
29 Апреля, Вс
17:00

2 декабря 2017 года в концерте открытия нового Зала имени И. Зака впервые в Новосибирске прозвучала Stabat Mater Дж. Россини с участием солистов Вероники Джиоевой, Юлии Маточкиной, Лоуренса Браунли, Рене Папе, хора и оркестра театра под управлением Д. Корчака. Это событие оставило сильное впечатление, и НОВАТ решил исполнить в следующих концертах сезона цикл Stabat Mater, принимая во внимание большое количество гениальной музыки, написанной самыми разными композиторами на этот канонический текст.

В концертной программе 29 апреля будут исполнены Stabat Mater Антонио Вивальди (1736), Джузеппе Верди (1892) и Франсиса Пуленка (1950), композиторов, разделенных внушительным периодом времени и, соответственно, весьма далеких друг от друга по стилю. Но текст, повествующий о страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе, объединяет художников разных эпох. Уже с XV и вплоть до XX века текст Stabat Mater стали использовать крупнейшие композиторы своего времени — Палестрина, Гайдн, Шуберт, Россини, Лист, Верди, Дворжак, Пендерецкий.

Stabat Mater dolorosa — «Мать скорбящая стояла» — одна из средневековых секвенций (песнопений, исполнявшихся во время католической мессы после Аллилуйи, перед чтением Евангелия). Эта секвенция исполнялась в день Семи скорбей Богородицы, отмечавшийся 15 сентября. С 1727 года она стала звучать также в Великую пятницу на Страстной неделе. Некоторые отрывки использовались и в другие праздники.

Секвенцию Stabat Mater можно сопоставить в русской традиции с каноном «на Плач Пресвятой Богородицы», который входит в православное богослужение Великой Пятницы.

Антонио Вивальди (1678 —1741) — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года». Первая часть Stabat Mater Вивальди была использована в саундтреке к фильму «Талантливый мистер Рипли».

Stabat Mater (1727) Антонио Вивальди является одним из самых красивых когда-либо созданных произведений. В произведении 8 частей. В тексте используются только первые десять строф. Антонио Вивальди написал «Stabat Mater» для контральто, струнных и basso continuo в 1712 году по заказу церкви Санта-Мария-делла-Паче в Брешии, городе предков Вивальди по отцовской линии.

Дж. Верди (1813-1901). Stabat Mater из цикла «Четыре духовные пьесы» (1898) Композитор работал над ними на протяжении десяти лет. Каждая из пьес предназначена для иного исполнительского состава и написана в ином стиле, показывая разные пути духовной музыки. Когда Италия теряла свое «музыкальное лицо», Верди обратил взор к национальным традициям. Stabat mater для солистов, хора и оркестра – очень «человеческая», наиболее драматичная и современная по стилю пьеса.

Ф. Пуленк (1899 – 1963), французский композитор, пианист, критик, написал Stabat Mater для сопрано соло, хора и оркестра в 1950 году. В свое время композитор не смог пройти мимо черной статуи Богоматери в одной провинциальной деревушке, увиденное настолько потрясло его, что он начал писать духовную музыку. В 1949 году ушел из жизни Кристиан Берар (художник), которому и посвятил Пуленк это сочинение. Критик Жан Руа отмечал в этом сочинении непревзойденное равновесие голоса и оркестра - сопрано соло включается в темы моменты, когда его не ожидаешь, но когда оно становится необходимым; сопрановое соло играет огромную выразительную роль - каждая строфа очень эмоциональна, но и предельно сжата. В 1951 году американская критика признала это сочинение лучшим хоровым опусом года. В 1951 году, после триумфальной премьеры Stabat Mater Франсиса Пуленка, французский критик Анри Эль написал композитору: «Мой дорогой Франсис, какая радость слушать вашу Stabat Mater! Это великолепное произведение, ваш шедевр — это шедевр <…>. Я бросаю вызов всякому, кто останется равнодушным к всепроникающей нежности, мужеству вашей Stabat, ее величию, ее силе, невероятному совершенству ее вокального и оркестрового почерка».

Stabat Mater dolorosa — «Мать скорбящая стояла» — одна из средневековых секвенций (песнопений, исполнявшихся во время католической мессы после Аллилуйи, перед чтением Евангелия). Эта секвенция исполнялась в день Семи скорбей Богородицы, отмечавшийся 15 сентября. С 1727 года она стала звучать также в Великую пятницу на Страстной неделе. Некоторые отрывки использовались и в другие праздники.

Секвенцию Stabat Mater можно сопоставить в русской традиции с каноном «на Плач Пресвятой Богородицы», который входит в православное богослужение Великой Пятницы.

Текст в переводе А. Фета

Мать Скорбящая стояла
И в слезах на крест взирала,
На котором Сын страдал.
Сердце, полное волненья,
Воздыханий и томленья
Меч в груди ее пронзал.
Что за скорби и печали
Благодатную терзали
Матерь Просветленного.
Как страдала, как дрожала,
Как в терзаньи созерцала
Муки Ей рожденного.
Кто без слез бы мог суровый
Видеть Матери Христовой
Слезы несравненные?
Кто бы мог без сожаленья
Встретить Матери мученья
С Сыном разделенные?
Ради грешных искупленья
Зрит Она Христа мученья,
От бичей Грядущего.
Дорогого видит Сына,
Как гнетет Его кончина
Дух свой предающего.
Мать, любви источник вечный,
Дай из глубины сердечной
Слезы мне делить с Тобой,
Дай и мне огня, так много
Возлюбить Христа и Бога,
Чтоб доволен был Он мной.
Мать Святая, в дар чудесный
Все Ты язвы смерти крестной
Мне на сердце впечатлей.
Дай Ты мне, чтобы кручина
За меня Страдальца Сына
Разлилась в душе моей.
Дай мне плакать, дай терзаться,
О Распятом сокрушаться
Век, пока я жизнь влачу,
У креста стоять с Тобою
И к Тебе припав душою
Ударять я в грудь хочу.
Дева, всех страданий Мати,
В милосердьи благодати
Дай с Тобою мне страдать,
Дай страдания Христова
Став сообщником, мне снова
Раны все воспринимать.
Пусть тот бич меня терзает,
Крест во мне воспламеняет
Всю любовь к Страдавшему.
Дай пылать святой отрадой
Будь, о Дева, мне оградой
В судный день представшему.
Крест мою пусть силу множит,
Смерть Христа мне да поможет
Ревностью безбедному,
Как остынет в смерти тело,
Чтоб душа моя взлетела
К раю заповедному.