Интервью

Елена Олейник: «Все началось с Лисы Алисы»

27 Марта 2023

Премьера оперы Андрея Семенова «Необыкновенные приключения Буратино» состоится уже на этой неделе. 31 марта и 1 апреля на Малой сцене НОВАТа оживут герои одной из самых любимых сказок нашего детства. Режиссер-постановщик спектакля – главный режиссер НОВАТа, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Стародубцев, музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – композитор Андрей Семенов.

Коллекцию костюмов к спектаклю создала художник Елена Олейник, не первый год плодотворно работающая в творческой команде Вячеслава Стародубцева. Елена – автор костюмов для постановок детского оперного проекта: «Терем-теремок», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Стойкий оловянный солдатик», «Малыш и Карлсон», в костюмы ее авторства одеты и персонажи оперетты «Сильва». К каждой постановке художник делает коллекцию костюмов в единой стилистике: к примеру, в опере «Красная Шапочка» темой коллекции стали детские настольные игры, наряды героев «Стойкого оловянного солдатика» вдохновлены новогодними украшениями, а темой, объединившей костюмы к опере «Необыкновенные приключения Буратино», стал кинематограф.

Елена Олейник рассказывает о коллекции костюмов к новому спектаклю.

Вы любили в детстве сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?

Да, это была моя самая любимая книжка в детстве. Это большая, очень красивая книга с потрясающими иллюстрациями, она до сих пор у меня есть. Мне кажется, я сама немного Буратино. Как и у Буратино, в жизни каждого из нас бывают приятные и неприятные истории, встречаются разные люди – и добрые, и злые, и мошенники, и помощники, но мне всегда хочется верить, что побеждают любовь и добро. Нужно просто пройти свою дорогу, чтобы понять, для чего ты шел.

Обращает на себя внимание цветовая гамма костюмов. Расскажите, почему такое интересное цветовое решение?

Вы знаете, у меня почти всегда идея возникает, кажется, из ниоткуда, но на самом деле, конечно, она всегда не случайна. В масштабных работах у меня почти всегда все начинается с одной маленькой детали, которая впоследствии вырастает в большую историю. Как художник, я знаю, что если у меня так складывается, то именно этот путь правильный, если работа начинается с возникновения такой детали – а это может быть даже какой-то манжет – я уже ни в чем не сомневаюсь. В «Буратино» все началось с Лисы Алисы. Поскольку режиссер озвучил концепцию спектакля, в которой присутствовала эстетика кинематографа, у меня нарисовалась такая Алиса в образе актрисы немого кино Веры Холодной. Это самое начало кинематографа – десятые годы прошлого века. А что такое старое кино? Это немного размытая, заблюренная картинка, и отсюда в наш спектакль пришли такие размытые цвета. Конечно, старые фильмы черно-белые, но мы решили добиться в постановке стилистики кино именно за счет заблюренных цветов. Мы добавили шоколадно-коричневый цвет вместо черного, чтобы появился эффект старой кинопленки, сепии. Вы, наверное, помните, что в нашем детстве мы все смотрели диафильмы, и какая там была картинка. Именно такой эффект нам хотелось получить. Тогда к этой сепии мы добавили черную тушь – тонкие черные линии – и добились такого эффекта. Поначалу мастера пошивочного цеха удивлялись этим линиям на эскизах, а потом, увидев в реальности эти размытые цвета в сочетании с черной тушью, поняли наш замысел. А потом точно так же внезапно в общую картину с довольно спокойными пастельными цветами внезапно ворвались цвета миллениума – зеленый и розовый неон. Мне кажется, это такая цветовая философия. Я могу объяснить это только одним: в прошлое внезапно ворвалось будущее. Прошлого нет без будущего, точно так же, как будущее не может существовать без прошлого.

Обычно ваши костюмы к спектаклям очень необычные, театрально-фантазийные, но при этом выглядят очень современно и даже модно. В «Буратино» к этому добавляется особый дух кино и мультфильмов из нашего детства – замечательных советских детских фильмов. Вы к этому стремились?

Да, именно к этому мы и стремились, и меня очень радует, что вы это увидели. Когда я слышу, что люди понимают наши идеи, понимают, что мы хотим сказать и показать – это огромное счастье. И я очень надеюсь, что зрители – дети и взрослые – придут на наш спектакль с предвкушением счастья и выйдут после него с ощущением счастья.

Премьера. Опера Андрея Семенова «Необыкновенные приключения Буратино» – 31 марта в 19:00, 1 апреля в 18:00, 20 мая в 13:00 на Малой сцене НОВАТа.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе НОВАТа.

До встречи на премьере! НОВАТ