Интервью

Сергей Новиков: «Наша цель – вернуть оперу “Опричник” в художественный оборот»

07 Мая 2024

Новосибирские ценители русской оперной классики 14 мая впервые смогут услышать и увидеть оперу П.И. Чайковского «Опричник». На Большой сцене НОВАТа спектакль представят артисты оперной труппы Михайловского театра в рамках первых сибирских гастролей петербургского коллектива.

Третья опера Петра Ильича Чайковского ‒ редкий гость на сценах музыкальных театров. К этому мощному материалу в 2021 году в Михайловском театре решил обратиться режиссер Сергей Новиков, а теперь «Опричник» в его режиссерской версии будет идти и на новосибирской сцене: 19 июня на Большой сцене НОВАТа премьеру представят солисты новосибирской оперы и творческие коллективы НОВАТа.

Накануне первой встречи новосибирских зрителей с «Опричником» режиссер-постановщик рассказал о работе над спектаклем.

Почему вы обратились к такому материалу, как «Опричник»?

У нас с маэстро Александром Соловьевым была цель вернуть эту оперу в художественный оборот, поскольку «Опричник» был позабыт незаслуженно. Это очень красивая, мощная симфоническая партитура. Это все-таки Чайковский, наш самый исполняемый композитор, у которого не так много опер, чтобы мы ими разбрасывались.

Да, в «Опричнике» мы слышим музыку молодого оперного композитора. Чайковский еще ищет в этом жанре, еще не осознал, как работают все внутренние механизмы оперы, позволяющие держать внимание зрителя. Со сценических репетиций «Опричника» Чайковский убегал в слезах, считая, что в третьем и четвертом актах действие останавливается… Однако всю жизнь он отмечал, что хочет вернуться к этой партитуре, чтобы убрать повторы и длинноты ради сквозного развития действия.

Наша с маэстро Соловьевым музыкальная редакция как раз это учитывает. Мне посчастливилось увидеть копию корректированной Петром Ильичом партитуры, в которую он в самом конце жизни вносил изменения и в текст, и в свое либретто. И теперь зрители в своих отзывах пишут, что действие очень динамичное, опера смотрится и слушается на одном дыхании.

При подготовке к постановке вы углубились в историю.

С Петром Ильичом это не так сложно сделать. Почему? Потому что Чайковский во многом отходит от литературной первоосновы, но никогда не делает этого просто так даже в мелочах. Чайковский сам сочиняет либретто «Опричника». И когда оно расходится с первоисточником И. Лажечникова, то надо задать себе вопрос: «Почему?» Пришедшие ответы дадут богатую пищу для творческих размышлений. Ты начинаешь за эту ниточку тянуть, и открывается целый космос. Для Чайковского истории его героев всегда существуют в историческом контексте.

А сама тема опричнины? Чайковский взял достаточно непростую тему для оперы.

Он взял ее не просто так. Он хотел, чтобы его опера была успешной. Поэтому обратил внимание на очень популярный драматический спектакль того времени по пьесе Лажечникова (причем поначалу она была запрещена цензурой), который шел в Малом театре с аншлагами. Чайковский сам был на постановке, он видел эту волну успеха. И он хотел эту волну направить и на свое произведение.

Но мы делаем все-таки немного другой спектакль. Если для зрителей прошлых веков понятно, что такое опричнина, то для сегодняшнего зрителя совершенно не понятно. Почему, несмотря на то, что опричнина как явление просуществовала только семь лет, это понятие продолжает жить в народной памяти и через 450 лет? Слово “опричник” (или “кромешник”) не забыто, у него резко негативная коннотация. По всем историческим источникам, в 1565 году царь искусственно делит страну на своих – тех, которые “опричь”, что значит “кроме” всех остальных. И земских, которые теперь для него будто “чужие”. Своим разрешается всё, а чужие оказываются в коллективной опале. В суды царь рассылает указание: если в споре сходятся земский и опричный, то судить в пользу опричного. Вседозволенность быстро развращает “новых царевых любимцев”, и страна терпит от них разорение. Выражение “ад кромешный” пошло, скорее всего, со времен опричнины. Поэтому вступить в опричнину для земского боярина – это страшный выбор. Что происходит с человеком, от которого обстоятельства требуют отказаться от всего, что ему дорого? Опера Петра Ильича Чайковского именно об этом.

Новосибирская премьера оперы П.И. Чайковского «Опричник» ‒ 14 мая и 19 июня с участием звезд российской оперы Алексея Тихомирова и Вадима Волкова

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты ‒ на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи в Оперном! НОВАТ