Интервью

Владислав Лантратов: «Щелкунчик» Григоровича – это подарок театру, подарок артистам, подарок зрителям

10 Октября 2023

Возможность увидеть одного из самых ярких танцовщиков поколения в легендарном балете сибиряки смогут уже в конце этой недели. Премьер Большого театра, заслуженный артист России Владислав Лантратов исполнит партию Щелкунчика-принца в премьере знаменитой постановки Юрия Григоровича на Большой сцене НОВАТа 13 октября в 19:00 и 15 октября в 18:00.

Зрителям нашего театра повезло: ранее они уже могли увидеть совершенно разные сценические образы Владислава Лантратова: здесь он танцевал «Рубины» Баланчина, исполнял партии Базиля в «Дон Кихоте», Красса в «Спартаке», Хозе в «Кармен-сюите», в балете Жана-Кристофа Майо «Укрощение строптивой» исполнил главную роль Петруччо с труппой балета Монте-Карло. Щелкунчик-принц – еще одна успешная работа Владислава, впечатлившая как зрителей, так и экспертное сообщество.

Накануне премьеры артист рассказал о пути в профессии и своем отношении к балету Юрия Григоровича.

Владислав, вы из балетной семьи. Когда вы поняли, что хотите продолжить профессию отца и брата, танцевать?

Какое-то осознание пришло уже в момент обучения в Московской государственной академии хореографии. Где-то в четвертом-пятом классе, я понял, что мне это нравится. Когда родители меня отдали в балет – лет в восемь-девять, я не понимал, что это такой труд, что это за специфика. Конечно, бывал в театрах до этого. И на папу, и на брата ходил смотреть. Но все равно не понимал, что это за профессия. И первые классы давались тяжело, потому что в детстве я был озорным парнишкой, а в балете жесткая дисциплина, станок, строгие правила. Первый класс – это обучение с нуля, очень медленные движения у станка, затраты физические большие, а танца как такового нет. Всего, что я видел на спектаклях нет и подавно. Это очень трудно. Потом, по мере того как мы выходили на сцену, по мере того как какие-то танцы мы уже разучивали и танцевали, интерес начал расти. Педагоги начали хвалить. На сцену выходишь – вид с нее в зал волшебный, зрители аплодируют и это всё впечатляет. Я начал влюбляться вот в эти моменты.

Мальчикам, которые учатся в балетных школах, нередко сложнее, чем девушкам. Бывает, дразнят. Вы с этим сталкивались?

Нет, в академии, несмотря на получение труднейшей профессии, мы жили как обычные ребята: и бегали на переменах, и играли в футбол (хотя это запрещено), и разные интересные занятия себе находили. И во дворах были нормальные дружеские отношения. Такого не встречал, честно. Повезло в этом плане. Наше хореографическое училище долгое время работало над привлечением в училище мальчиков. Руководству удалось изменить ситуацию: в этом году полный набор мальчиков. Но еще несколько лет назад это была колоссальная проблема.

Насколько я знаю, такая проблема была везде, даже в Москве и Санкт-Петербурге.

То есть сейчас профессия артиста балета, по-вашему, стала популярней?

Хочется верить, что та популярность, которая была раньше, вернется. Во всяком случае, видно, что ребят в профессиональных балетных школах стало больше за последние годы.

Кто из артистов балета был вашим ориентиром в профессии?

Это не один человек. Конечно, в первую очередь это легенды: Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Михаил Барышников, Ирек Мухамедов. И, конечно, поколение, которое я видел своими глазами, на котором рос, с этими артистами даже довелось выходить в одних спектаклях: Андрей Уваров, Дмитрий Белоголовцев, Юрий Клевцов, Николай Цискаридзе, Сергей Филин.

Вы уже станцевали многие партии. Если ли еще какие-то мечты? Может быть, что-то из того, что не идет в театре.

Честно говоря, хотелось бы станцевать что-то Макмиллана. Не удалось на своем творческом пути встретиться с этим материалом. Интересно было бы станцевать спектакли Аштона, Пети.

Что для вас ближе: чистая классика или более осовремененный академический танец?

Сюжетный балет для меня близок в любом проявлении.

«Анюта»?

«Анюта» в том числе, мне очень нравится этот спектакль. Там, где есть сюжет, там, где есть материал, чтобы была возможность разобраться в героях. Потому что для меня театр – это, конечно же, история. Театр для меня – это прежде всего то, ради чего приходят зрители на спектакли. Они приходят за эмоциями, за мыслями. Для них это возможность побыть наедине с собой, увидеть, может быть, в этих героях самих себя и что-то понять, решить либо не решить, либо поставить какие-то новые вопросы.

Как вы считаете, насколько можно «консервировать» балетную классику? Насколько можно вносить новое? Как в вашем понимании должен развиваться академический балет?

Тяжелый вопрос. То, что сделано потрясающе, гениально, необходимо сохранять. Условно говоря, балет Григоровича «Спартак» нужно сохранять, потому что он – история русского балета. То же самое касается «Легенды о любви». Эти спектакли – союз творцов, которые создали гениальные вещи. Это нужно сохранять. Но в то же время, конечно же, нужно идти вперед, нужно искать какие-то новые формы, привлекать какие-то современные технологии в построение спектакля, в построение декораций, в построение хореографии. Но, повторюсь, все хорошее, что создано на данный момент, необходимо беречь. То, что сделано в двадцатом веке, – это уже новые редакции старинных балетов, наработки с возможностями современных артистов, взгляд хореографа в сочетании с возможностями артистов в техническом плане.

В октябре у нас премьера балета «Щелкунчик». Расскажите о своем отношении к этому балету Григоровича.

Юрий Николаевич Григорович – в первую очередь мощнейший режиссер. То, как он усилил драматизм действия, привнес философский взгляд, говорит о многом. Это взрослый спектакль. Это не сказка, к которой все привыкли. Это прощание с детством, взросление, встреча с мечтой и ее утрата.

Вы считаете, что нашему театру повезло, что в репертуаре будет этот спектакль?

Безусловно. В Новосибирске шикарный театр, великолепная сцена и труппа! То, что удалось получить «Щелкунчик» Григоровича, – это подарок театру, подарок артистам, подарок зрителю. Такой спектакль – большое счастье.

Подарок, наверное, еще и в том, что лучшая пара исполнителей балета «Щелкунчик» из Большого театра приезжает к нам танцевать два премьерных спектакля?

Я не знаю. Я могу только сказать о том, что с Екатериной Крысановой спектакли особенные. Они происходят на каком-то другом эмоциональном и профессиональном уровне. Конечно же, это касается и «Щелкунчика». Екатерина умеет вынести не только балетный уровень на какую-то высоту, но и драматическую составляющую. И в «Щелкунчике» это особенно чувствуется. Эти счастливые, но одновременно трагические глаза. Искра драматической актрисы, переживающей сильные эмоции, очень точно задает настроение и чувства в этом спектакле и очень помогает партнерам войти в нужную атмосферу. Для меня счастье, что появилась возможность приехать в Новосибирск, станцевать этот спектакль. «Щелкунчик» – один из моих любимых балетов, который я готов танцевать сколько угодно. Хочется пожелать, чтобы подготовка к премьере прошла удачно, чтобы все артисты были здоровы. Спектакль – счастье для меня, это особая история. Верю, что новосибирский зритель его полюбит. Он станет хитом, без сомнений.

Премьера. Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» в хореографии и постановке Юрия Григоровича с участием заслуженного артиста России, премьера Большого театра Владислава Лантратова – 13 октября в 19:00, 15 октября в 18:00.

Билеты – на нашем официальном сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

До встречи на премьере! НОВАТ