СМИ о нас

Михаил Татарников: «Мы вместе можем надеяться на что-то интересное, эксклюзивное»

16 Августа 2023

Маэстро Михаил Татарников 10 августа назначен главным приглашенным дирижером НОВАТа.

С Новосибирским театром оперы и балета Михаила Татарникова связывает несколько лет плодотворного сотрудничества. Благодаря богатому опыту работы на сибирской сцене дирижер хорошо знает репертуар театра, потенциал солистов оперы и балета, возможности творческих коллективов НОВАТа.

Первым спектаклем, который пройдет под управлением маэстро Татарникова после его назначения на пост, станет одна из самых исполняемых опер мирового репертуара – вечно юная «Богема» Дж. Пуччини.

Мы побеседовали с новым главным приглашенным дирижером НОВАТа сразу после его назначения на пост.

Скажите, пожалуйста, когда вы впервые осознали, что хотите профессионально заниматься музыкой и в каком возрасте решили стать дирижером?

Вполне обычная для музыканта история. В большинстве случаев – за редким исключением – заняться музыкой ребенка заставляют родители, а уже после у него самого возникает импульс, побуждающий к занятиям: это может быть здоровая конкуренция либо какая-то цель, поставленная перед собой. Так у ребенка возникает заинтересованность и серьезное желание связать свою жизнь с музыкой. Со мной это произошло в четвертом классе. А потом, уже будучи артистом оркестра Мариинского театра, в который я попал в девятнадцать лет – чему очень рад – наверное, лет в двадцать я решил стать дирижером. Причем еще до этого решения мне не раз говорили, что нужно следовать по этому пути: к примеру, дирижер нашего школьного оркестра. Да и мой дед Джемал-Эддин Энверович Далгат, который был известным дирижером, говорил об этом. Словом, предпосылки были, но сам я поначалу к этому не стремился. А потом в один момент принял такое решение и поступил для начала на факультатив при петербургской консерватории, а затем еще пять лет учился на дирижерском факультете. В общей сложности в консерватории я проучился десять лет: пять лет как скрипач, а потом еще пять лет как дирижер.

Вы росли в творческой семье, это ведь наверняка оказало влияние на ваш выбор?

Да, конечно. И это была не столько чисто музыкальная среда, сколько вообще художественная: мои родители – художники, моя бабушка – искусствовед, профессор Академии художеств, автор многих книг по истории западноевропейской живописи, и в детстве меня окружали художественные альбомы, каталоги, которые были моими комиксами (смеется). И, безусловно, на меня оказали влияние те люди, которые бывали в нашем доме. К примеру, моя бабушка дружила с Галиной Сергеевной Улановой, которая не раз приходила к нам, я ее помню. Еще сразу приходят на память Натэлла Александровна Товстоногова, сестра Георгия Товстоногова и супруга знаменитого артиста Евгения Лебедева, скульптор Михаил Аникушин, знаменитый музыковед Екатерина Ручьевская. Но это первые, кого я вспомнил. В детстве, конечно, я воспринимал это как должное, не до конца понимал, насколько мне повезло расти в таком окружении, но сейчас осознаю, какое влияние на мое формирование как личности и как музыканта оказала такая уникальная культурная среда, общение с такими выдающимися людьми. Вы приняли предложение стать главным приглашенным дирижером НОВАТа, чему мы очень рады. Вы сотрудничаете с нашим театром довольно давно, как вы оцениваете на данном этапе труппу, оркестр? Сейчас, я думаю, все требуется немного переоценить. Вообще, новосибирский театр всегда славился прекрасными голосами и – пусть на меня не обижаются другие новосибирские музыканты – всегда славился своими струнными, к тому же в театре работает Дмитрий Михайлович Юровский, так что здесь все в порядке. Другое дело, что Дмитрий Михайлович очень востребован в других проектах, как, впрочем, и я. Надеюсь, работая в тесной связке «в четыре руки», мы сможем многое улучшить.

Расскажите о ваших собственных репертуарных предпочтениях. Что мы можем надеяться услышать и увидеть в нашем театре?

Думаю, что мы вместе можем надеяться на что-то интересное, эксклюзивное. В мой ближайший приезд в Новосибирск мы уже обсудим какие-то конкретные шаги, какие-то названия. Что касается моих предпочтений, то я очень люблю итальянскую оперу, французскую, недавно специально выучил французский. Есть еще такая, может быть, не самая великая опера – «Дон Кихот» Массне, есть «Троянцы» Берлиоза – величайшая опера. Я очень люблю Пуччини, очень люблю Верди, но Чайковский на сегодня, безусловно, самый близкий мне композитор. Сейчас я его много исполняю. Вот недавно с позитивным резонансом прошла «Пиковая дама» в Дрездене. Наверное, Чайковский мне как-то понятен: иногда вещи, которые для меня просты и очевидны, другим людям приходится долго объяснять. Еще я очень люблю Бриттена. Мой дедушка первым в России поставил его «Питера Граймса», а я первым в России поставил «Билли Бада». Вообще, кроме названных, у Бриттена масса замечательных сочинений, которые мне интересны: и «Поворот винта», и «Альберт Херринг», и, конечно, его абсолютно гениальный «Военный реквием», и многое другое.

Александр Савин, CultVitamin
Ссылка на полный источник

Ближайшие спектакли под управлением Михаила Татарникова на Большой сцене НОВАТа: оперы Дж. Пуччини «Богема» 18 августа, «Тоска» 9 сентября, балет С. Прокофьева «Золушка» 10 сентября.