СМИ о нас

Русская мечта Вячеслава Стародубцева

29 Августа 2023

В 2016 году руководство НОВАТа пригласило молодого режиссера, кандидата искусствоведения Вячеслава Стародубцева поставить концертную версию оперы Дж. Пуччини «Турандот». Стародубцеву в то время делались и административные, и творческие предложения о постоянной работе из разных мест от Калининграда до Владивостока, но он приезжает в Новосибирск. И за пять дней готовит спектакль, который сразу превращается в полноценное оперное полотно. Постановка становится настолько успешной, что Владимир Кехман, возглавивший театр, предлагает Вячеславу поставить серию спектаклей, которую тот и реализует.

В то время у НОВАТа возник другой вызов. Необходимо было продумать и реализовать концепцию работы Малого зала имени Исидора Зака. Эту работу Кехман поручает Стародубцеву. Вячеслав Васильевич принимает решение, которое стало единственно верным: создать репертуар детских оперных спектаклей, которые будут направлены на воспитание нового подготовленного зрителя и станут своеобразным ключом к Большой сцене. Сегодня в репертуаре театра более десяти детских опер. Стародубцевым поставлено ровно десять, пять из которых мировые премьеры.

Не забыл Вячеслав Васильевич и о творческом росте солистов оперы. Он ставит целый ряд оперных раритетов, а также популярных названий, которые не во всем подходили к Большой сцене. Так в театре возникла еще одна сфера полного оперного комфорта – это абсолютно аншлаговая камерная сцена.

В 2023 году Вячеслав Васильевич был назначен исполняющим обязанности ректора Новосибирской государственной консерватории имени Михаила Глинки. Он принимает и этот вызов.

И уже сегодня мы можем говорить о продуманной и планомерной концепции. Стародубцев восстанавливает преемственность в учебном заведении, настраивает интегративные процессы.

Сегодня мы не пишем очерк о жизни Вячеслава Стародубцева. Он слишком молод для этого, хотя в его послужном списке более семидесяти постановок и он добился к сорока двум годам многого из того, что иные не добьются за свою жизнь. Это не первое наше интервью и, надеюсь, не последнее.

Вячеслав Васильевич, на репетиции, когда вы готовили Реквием Верди в память о шахтерах, погибших в шахте «Листвяжная», вы обмолвились, что сами из шахтерского поселка. И вот эти кадры, которые вы готовили для видеопроекции, вам очень хорошо знакомы и близки.

Да. Я родился в Туле, но все мое сознательное детство я проводил в деревне у бабушки и тети. У этой деревни даже не было названия, был номер. Называлась она Двадцатая шахта.

Когда вы мальчишкой бегали по этой безымянной деревне, играли, вы могли себе представить, что станете одним из лидеров нового музыкального театра в России, возглавите крупнейшую консерваторию за Уралом, станете кандидатом искусствоведения, президент страны присвоит вам звание заслуженного деятеля искусств России? Вы вообще могли это себе предположить?

Я при встрече с представителем президента, на самом деле, думал именно об этом. Я очень благодарен, конечно, Двадцатой шахте, с которой у меня связано очень много воспоминаний. Первое воспоминание – то, как я слушал оперу по радиоприемнику и представлял, что где-то там есть настолько прекрасная жизнь, что в ней не разговаривают, а поют. И мне чудился вот этот мир, где люди ходят в красивых костюмах, где они не разговаривают, а поют…

Моя тетя Люда однажды принесла с работы наикрасивейшую книжку, которую она взяла специально для меня у своей сослуживицы, – «Приключения Буратино». Мы ее вместе читали и подолгу рассматривали. В ней тоже говорилось о волшебной стране, которая где-то существует! Потом были сказки Пушкина и Андерсена. А как-то бабушка, ее звали Евдокия, достала пластинку «Маша и Витя против “Диких гитар”», я ее выучил наизусть. И, собственно говоря, вот тогда я и начал петь. Начал искать путь к этой стране, какой-то недосягаемой, безумно красивой, волшебной. С того момента как бы начался мой поиск красоты. Хотя я из военной семьи, мой дед и прадед были шахтерами. Дедушка практически погиб на шахте: была авария, и он спасал сослуживцев из холодной воды. Он их спас. Потом ему сказали: «Спасай оборудование». Он спасал оборудование, очень много времени провел в воде. Он заболел воспалением легких, и его вскоре не стало. Ему было пятьдесят.

Помню, как ходили на колонку за водой, и как бабушка зимой заливала нам ледяную горку, на которой мы катались с двоюродным братом на куске пленки от парника. После смерти дедушки бабушка работала на стройке. Она в одиночку подняла на ноги троих прекрасных детей. И о нас, внуках, заботилась самозабвенно и радостно. Я сейчас понимаю, как ей было тяжело, но все трудности она преодолевала с улыбкой и никогда никому не жаловалась. Эта черта ушедшего великого послевоенного поколения.

То время очень памятное и романтичное, когда было два мира: мир реальный и мир моих фантазий. И вот с того момента я начал мечтать об этой стране, которая, как оказалось, называется «Опера».

Вячеслав Васильевич, сколько я себя помню, существовал такой стереотип, как американская мечта. Меня всегда немного коробило: а почему нет русской мечты? Я знал людей, которые добивались многого в жизни, являясь примером реализации русской мечты. Вы один из них. Скажите, а что, в России это невозможно?

Я считаю, есть большая разница. Американская мечта – прежде всего, когда человек из ниоткуда, вдруг на него сваливается что-то, и о нем начинают говорить. Наша русская мечта все-таки строится на огромном труде. Как когда Ломоносов пешком шел за своей мечтой, когда с помощью своего труда и невероятных физических, умственных усилий человек добивается поставленной цели, когда человек верит в эту мечту и не дает себе опускать руки, трудится не останавливаясь. Это самое главное. Между американской и русской мечтой есть концептуальная разница.

Русская мечта честнее?

Если мы своим трудом чего-то добиваемся, то это после двенадцати часов не превратится в тыкву, как в известной истории о «Золушке» это случилось с каретой. Это навсегда. И если эта мечта строится на огромном труде и на огромной работе, прежде всего над собой, то она становится очень реальна и устойчива.

Как руководитель консерватории вы сейчас имеете непосредственное отношение к подготовке творческих кадров. Пример вашего пути в творчестве очень важен для студентов. Они должны осознавать, что ваши успехи зиждутся на неиссякаемой энергии и большой работоспособности. Если этого не будет, не будет ничего.

Мне очень хочется сказать и дать понять современной молодежи, моим студентам, о ком говорят как о потерянном поколении, особенно тем, кто выбрал хрупкую творческую профессию, и, может быть, отчасти показать своим примером, что все достижимо. Именно мечтатели и фантазеры двигают эволюционный процесс и в науке, и в технике, и, естественно, в творчестве. Только стремясь наполнить себя и свой мир красотой, музыкой, театром, оперой и любовью можно что-то изменить, сделать этот мир добрее и великодушнее, научиться никогда не терять надежду, верить и реализовывать самые невероятные мечты.

Это реальное свидетельство того, что культура, искусство, музыка есть фундамент, опираясь на который можно добиться высоких результатов, фундамент развития здорового общества, процветания государства и формирования общечеловеческих традиционных ценностей.

Мой пример – это сигнал к действию для фантазеров и романтиков, странных и смешных, простых, обычных парней и девчонок, начать менять этот мир внутри и снаружи. Ведь любовь к прекрасному обязательно приведет к великой цели.

Еще один есть секрет. Я знаю, что вы человек верующий. И перед каждым знаменательным сложным событием вы обязательно заходите в церковь.

Это правда. В детстве я пел в церкви. Всё из детства, когда ты понимаешь, что без существования Высшего ничего не происходит. Когда понятие «удача», для которого ты действительно очень много делаешь и трудишься, не существует без Бога.

Вы можете сказать, что с вами Бог?

Да. Вся моя жизнь этому свидетельство.

Александр Савин, портал о культуре CultVitamin
Ссылка на полный источник